Воскресенье, 18.11.2018, 04:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Детский сад №26 "Светлячок"

Тема работы по самообразованию воспитателя

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №26

с. Красное.

Самообразование воспитателя Ирхиной Анны Леонидовны.

ТЕМА: Сказкотерапия, как средство развития речи и метод психологической коррекции детей.

возрастная группа: старшая

 Начало работы над темой: январь 2015

Предполагаемая дата окончания работы: 2015

 

Цели и задачи работы.

Цель: развивать коммуникативную функцию детей старшей  группы; направленная работа по воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности.

Задачи: развитие всех сторон речевой функции: звукопроизношения, связной речи, просодики речи, лексико-грамматического строя с помощью: пересказывания сказок, рассказывания сказок от третьего лица, группового рассказывания сказок, рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок. Развивать мышление, познавательную активность. Воспитывать всесторонне развитию, гармоничную личность, в том числе такие качества, как доброта, отзывчивость, одухотворённость, взаимопомощь, милосердие, жизненная активность, общительность и др. Выявить и поддержать творческие способности. Снизить уровень тревожности и агрессивности. Развивать способность к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Развивать умение преодолевать трудности и страхи. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций. Укреплять союз «Ребёнок-Родитель-Педагог». Научить изготавливать волшебные краски и рисовать ими. Научить шить куклу-марионетку и манипулировать ею.

Общая характеристика работы.

 Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нём. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Однако, сказкотерапия – это ещё и терапия средой, особенно сказочной обстановкой, в которой могут проявиться и развиться потенциальные части личности, нечто нереальное. То есть – это процесс подбора каждому ребёнку своей особенной сказки.

Таким образом, в своей комплексной работе по сказкотерапии я применяю следующие методы для коррекции речи и психологической коррекции детей:

 - пальчиковая гимнастика;

 - дыхательная гимнастика;

 - артикуляционная гимнастика;

 - сказкотерапевтическое рисование;

 - решение сказочных задач;

 - психокоррекционные сказки (работа со страхами детей);

 - психодинамические медитации;

 - погружение в различные стихии (снятие напряжения, стабилизация психических процессов);

 - самостоятельное сочинение сказок и историй;

 - рассказывание сказки от третьего лица;

 - групповое рассказывание сказок;

 - придумывание продолжения к известной сказке;

 - групповое придумывание сказки.

      Перед тем, как начать решать запланированные задачи, мною было организовано исследование, задачами которого являлись: выявить уровни самооценки детей и состояние тревожности в начале и конце года, уточнить особенности самооценки, имеющиеся проблемы, выяснить представления о счастье и несчастье, выявить отношение ребёнка к семье (рисуночный тест), произвести анализ результатов, и в конце исследования провести сравнение результатов с гипотезой.

   В моей работе принимали участие 10 детей. Для проведения исследования мною были использованы следующие методики: методика Дембо-Рубинштейна (исследование самооценки) и тест тревожности Р.Телла. (индивидуальные результаты исследований детей приведены в приложениях).

   После проведения исследования мною была начата деятельность по теме, которая опиралась на учебно-тематический план работы (приложение №5).

   Скрининг результативности работы планируется осуществить в сроки: конец мая 2013г., следующий скрининговый этап – начало сентября 2013г., итоговый этап – конец декабря 2013г.  

Приложение №1.

Исследование самооценки (см.далее).

Приложение №2.

Исследование самооценка (общий результат).

Шкала самооценки условно разделена на 3 части:

1 – высокая самооценка;

2 – средняя самооценка;

3 – низкая самооценка.

Сводная таблица исследования самооценки детей.

Имя ребёнка

Возраст (лет)

Шкала самооценки

Богдан

5

1

Саша

5

2

Даша

5

2

Дима

5

3

Захар

5

3

Карина

5

2

Лиза

5

2

Надя

5

3

Рита

5

1

Рита

5

3

 

Уровни самооценки(см.диаграмму в файле скачивания)

 Приложение №3.

Определение тревожности (см.далее).

Приложение №4.

Исследование тревожности (общий результат).

Для того, чтобы определить уровень тревожности детей, были выявлены индексы тревожности детей, которые равны количеству эмоционально-негативных выборов:

0 – 20% - низкий уровень тревожности (соответствует цифре 1)

20-50% - средний уровень тревожности (соответствует цифре 2)

50-100% - высокий уровень тревожности (соответствует цифре 3).

Сводная таблица исследования тревожности детей.

Имя ребёнка

Индекс тревожности

Уровень тревожности

Богдан

7%(1)

1

Саша

21%(3)

2

Даша

7%(1)

1

Дима

14%(2)

1

Захар

0%

1

Карина

14%(2)

1

Лиза

14%(2)

1

Надя

21%(3)

2

Рита

0%

1

Рита

28%(4)

2

Уровень тревожности (см.диаграмму в скачиваемом файле)

Приложение №5.

Учебно-тематический план работы.

№п/п

Тема

Продолжит. теоретичес-кой части

Продолжит. практичес-кой части

Общее количество времени

1

Вводное

10

20

30

2

Рисование сказочной страны

4

26

30

3

Сказка в нарисованной стране

4

26

30

4

Первое сказочное путешествие

5

25

30

5

Второе сказочное путешествие

5

25

30

6

Знакомство с эмоциями. Радость. Часть 1

4

26

30

7

Знакомство с эмоциями. Радость. Часть 2

4

26

30

8

Знакомство с эмоциями. Страх.

Часть 1

4

26

30

9

Знакомство с эмоциями. Страх.  Часть 2

4

26

30

10

Знакомство с эмоциями. Обида

5

25

30

11

Коррекция поведения (упрямство)

5

25

30

12

Владение чувствами. Часть 1

5

25

30

13

Владение чувствами. Часть 2

5

25

30

14

Коррекция поведения (ОБЖ)

4

26

30

15

Развивающее занятие

3

27

30

16

Предновогоднее занятие

3

27

30

17

Развивающее занятие «В стране звуков и шумов»

3

27

30

18

Развивающее занятие «Понятие о конструировании»

4

26

30

19

Валеологические сказки. Часть 1

5

25

30

20

Валеологические сказки. Часть 2

5

25

30

21

Валеологические сказки. Часть 3

5

25

30

22

Валеологические сказки. Часть 4

5

25

30

23

Валеологические сказки. Часть 5

5

25

30

24

Куклы-марионетки. Часть 1

4

26

30

25

Куклы-марионетки. Часть 2

4

26

30

26

Куклы-марионетки. Часть 3

4

26

30

27

Куклы-марионетки. Часть 4

4

26

30

28

Куклы-марионетки. Часть 5

4

26

30

29

Рисование волшебными красками

4

26

30

30

Экологические сказки. Часть 1

4

26

30

31

Экологические сказки. Часть 2

4

26

30

32

Экологические сказки. Часть 3

4

26

30

33

Сказки на песке. Часть 1

4

26

30

34

Сказки на песке. Часть 2

4

26

30

35

Сказки на песке. Часть 3

3

27

30

36

Сказки на песке. Часть 4

3

27

30

/moja_rabota2.docx 

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0