Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №26
с. Красное.
Самообразование воспитателя Ирхиной Анны Леонидовны.
ТЕМА: Сказкотерапия, как средство развития речи и метод психологической коррекции детей.
возрастная группа: старшая
Начало работы над темой: январь 2015
Предполагаемая дата окончания работы: 2015
Цели и задачи работы.
Цель: развивать коммуникативную функцию детей старшей группы; направленная работа по воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности.
Задачи: развитие всех сторон речевой функции: звукопроизношения, связной речи, просодики речи, лексико-грамматического строя с помощью: пересказывания сказок, рассказывания сказок от третьего лица, группового рассказывания сказок, рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок. Развивать мышление, познавательную активность. Воспитывать всесторонне развитию, гармоничную личность, в том числе такие качества, как доброта, отзывчивость, одухотворённость, взаимопомощь, милосердие, жизненная активность, общительность и др. Выявить и поддержать творческие способности. Снизить уровень тревожности и агрессивности. Развивать способность к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Развивать умение преодолевать трудности и страхи. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций. Укреплять союз «Ребёнок-Родитель-Педагог». Научить изготавливать волшебные краски и рисовать ими. Научить шить куклу-марионетку и манипулировать ею.
Общая характеристика работы.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нём. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Однако, сказкотерапия – это ещё и терапия средой, особенно сказочной обстановкой, в которой могут проявиться и развиться потенциальные части личности, нечто нереальное. То есть – это процесс подбора каждому ребёнку своей особенной сказки.
Таким образом, в своей комплексной работе по сказкотерапии я применяю следующие методы для коррекции речи и психологической коррекции детей:
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- сказкотерапевтическое рисование;
- решение сказочных задач;
- психокоррекционные сказки (работа со страхами детей);
- психодинамические медитации;
- погружение в различные стихии (снятие напряжения, стабилизация психических процессов);
- самостоятельное сочинение сказок и историй;
- рассказывание сказки от третьего лица;
- групповое рассказывание сказок;
- придумывание продолжения к известной сказке;
- групповое придумывание сказки.
Перед тем, как начать решать запланированные задачи, мною было организовано исследование, задачами которого являлись: выявить уровни самооценки детей и состояние тревожности в начале и конце года, уточнить особенности самооценки, имеющиеся проблемы, выяснить представления о счастье и несчастье, выявить отношение ребёнка к семье (рисуночный тест), произвести анализ результатов, и в конце исследования провести сравнение результатов с гипотезой.
В моей работе принимали участие 10 детей. Для проведения исследования мною были использованы следующие методики: методика Дембо-Рубинштейна (исследование самооценки) и тест тревожности Р.Телла. (индивидуальные результаты исследований детей приведены в приложениях).
После проведения исследования мною была начата деятельность по теме, которая опиралась на учебно-тематический план работы (приложение №5).
Скрининг результативности работы планируется осуществить в сроки: конец мая 2013г., следующий скрининговый этап – начало сентября 2013г., итоговый этап – конец декабря 2013г.
Приложение №1.
Исследование самооценки (см.далее).
Приложение №2.
Исследование самооценка (общий результат).
Шкала самооценки условно разделена на 3 части:
1 – высокая самооценка;
2 – средняя самооценка;
3 – низкая самооценка.
Сводная таблица исследования самооценки детей.
Имя ребёнка |
Возраст (лет) |
Шкала самооценки |
Богдан |
5 |
1 |
Саша |
5 |
2 |
Даша |
5 |
2 |
Дима |
5 |
3 |
Захар |
5 |
3 |
Карина |
5 |
2 |
Лиза |
5 |
2 |
Надя |
5 |
3 |
Рита |
5 |
1 |
Рита |
5 |
3 |
Уровни самооценки(см.диаграмму в файле скачивания)
Приложение №3.
Определение тревожности (см.далее).
Приложение №4.
Исследование тревожности (общий результат).
Для того, чтобы определить уровень тревожности детей, были выявлены индексы тревожности детей, которые равны количеству эмоционально-негативных выборов:
0 – 20% - низкий уровень тревожности (соответствует цифре 1)
20-50% - средний уровень тревожности (соответствует цифре 2)
50-100% - высокий уровень тревожности (соответствует цифре 3).
Сводная таблица исследования тревожности детей.
Имя ребёнка |
Индекс тревожности |
Уровень тревожности |
Богдан |
7%(1) |
1 |
Саша |
21%(3) |
2 |
Даша |
7%(1) |
1 |
Дима |
14%(2) |
1 |
Захар |
0% |
1 |
Карина |
14%(2) |
1 |
Лиза |
14%(2) |
1 |
Надя |
21%(3) |
2 |
Рита |
0% |
1 |
Рита |
28%(4) |
2 |
Уровень тревожности (см.диаграмму в скачиваемом файле)
Приложение №5.
Учебно-тематический план работы.
№п/п |
Тема |
Продолжит. теоретичес-кой части |
Продолжит. практичес-кой части |
Общее количество времени |
1 |
Вводное |
10 |
20 |
30 |
2 |
Рисование сказочной страны |
4 |
26 |
30 |
3 |
Сказка в нарисованной стране |
4 |
26 |
30 |
4 |
Первое сказочное путешествие |
5 |
25 |
30 |
5 |
Второе сказочное путешествие |
5 |
25 |
30 |
6 |
Знакомство с эмоциями. Радость. Часть 1 |
4 |
26 |
30 |
7 |
Знакомство с эмоциями. Радость. Часть 2 |
4 |
26 |
30 |
8 |
Знакомство с эмоциями. Страх. Часть 1 |
4 |
26 |
30 |
9 |
Знакомство с эмоциями. Страх. Часть 2 |
4 |
26 |
30 |
10 |
Знакомство с эмоциями. Обида |
5 |
25 |
30 |
11 |
Коррекция поведения (упрямство) |
5 |
25 |
30 |
12 |
Владение чувствами. Часть 1 |
5 |
25 |
30 |
13 |
Владение чувствами. Часть 2 |
5 |
25 |
30 |
14 |
Коррекция поведения (ОБЖ) |
4 |
26 |
30 |
15 |
Развивающее занятие |
3 |
27 |
30 |
16 |
Предновогоднее занятие |
3 |
27 |
30 |
17 |
Развивающее занятие «В стране звуков и шумов» |
3 |
27 |
30 |
18 |
Развивающее занятие «Понятие о конструировании» |
4 |
26 |
30 |
19 |
Валеологические сказки. Часть 1 |
5 |
25 |
30 |
20 |
Валеологические сказки. Часть 2 |
5 |
25 |
30 |
21 |
Валеологические сказки. Часть 3 |
5 |
25 |
30 |
22 |
Валеологические сказки. Часть 4 |
5 |
25 |
30 |
23 |
Валеологические сказки. Часть 5 |
5 |
25 |
30 |
24 |
Куклы-марионетки. Часть 1 |
4 |
26 |
30 |
25 |
Куклы-марионетки. Часть 2 |
4 |
26 |
30 |
26 |
Куклы-марионетки. Часть 3 |
4 |
26 |
30 |
27 |
Куклы-марионетки. Часть 4 |
4 |
26 |
30 |
28 |
Куклы-марионетки. Часть 5 |
4 |
26 |
30 |
29 |
Рисование волшебными красками |
4 |
26 |
30 |
30 |
Экологические сказки. Часть 1 |
4 |
26 |
30 |
31 |
Экологические сказки. Часть 2 |
4 |
26 |
30 |
32 |
Экологические сказки. Часть 3 |
4 |
26 |
30 |
33 |
Сказки на песке. Часть 1 |
4 |
26 |
30 |
34 |
Сказки на песке. Часть 2 |
4 |
26 |
30 |
35 |
Сказки на песке. Часть 3 |
3 |
27 |
30 |
36 |
Сказки на песке. Часть 4 |
3 |
27 |
30 |